Стратегическое планирование в организации
Чем отличается стратегического планирования в организации от стратегическое планирование бизнеса.
Под организацией я понимаю группу людей, которые объединены одной целью. Поэтому в организации может быть несколько бизнесов, и один сотрудник может быть задействован в нескольких бизнесах.
Под бизнесом я понимаю определенный вид деятельности, при котором появляется прибыль (изготовление и продажа, например, или перепродажа товара, или продажа и оказание услуг по установке и наладке).
Зачем нужно составлять стратегическое планирование в организации?
Если есть несколько бизнесов, то согласовать интересы, развести спорные моменты, описать поведение сотрудников, который задействованы в нескольких проектах (бизнесах).
В малом бизнесе иногда бывают ситуации, когда в одной организации существует 2 или более бизнесов. Например, продажа сантехнического оборудования и его установка. Если вся продажа существует с установкой - то это один вид бизнеса. Если установка является дополнительной услугой, то это второй бизнес (первый - продажа). И при этом есть смысл составлять стратегию развития для всей организации (для двух бизнесов ), а не для одного (продажа сантехники). Что позволит активнее продвигать услуги по установке оборудования при его продаже.
Точно также имеет смысл составлять систему развития организации, если у нее существует дополнительный бизнес - доставка товара. Особенно важно это делать в том случае, когда водитель одновременно выполняет обязанности экспедитора. В этом случае водителя также желательно обучить некоторым навыкам продаж, потому что иногда продажу легче совершить при живом общении, а не по телефону.
Это может быть бизнес, связанный с изготовлением и продажей оборудования. А также доставкой и установкой, гарантийным и послегарантийным обслуживанием. Здесь также можно выделить несколько бизнесов: первый - это изготовление и продажа, второй - гарантийное и послегарантийное обслуживание. В этом случае можно составить стратегию развития для каждого бизнеса отдельно, а можно составить стратегию развития организации. Во втором случае возможны варианты, например, гарантийное обслуживание производится бесплатно что является конкурентным преимуществом, делающим продажи легче. Если же выделять это в отдельный бизнес, то следует найти откуда будут компенсироваться затраты на гарантийное обслуживание.
Именно для этого составляется Стратегия развития организации - для того, чтобы определиться с тем, как вы ведете свои бизнесы, какие товары и услуги предоставляете за деньги, а какие условно-бесплатно, как распределены обязанности сотрудников и как эти бизнесы дополняют друг друга.
Алексей Дроздов,
бизнес-коуч, консультант по стратегическому планированию.
Дополнительно: