SWOT-анализ как часть Стратегии развития бизнеса
17.06.2023 от Aleksei DrozdovСтратегия Развития бизнеса обычно состоит из нескольких частей. Некоторые части включают описание ситуации “здесь и сейчас”. Сюда входят часть, описывающая сам бизнес, часть, описывающая рынок, есть часть про конкурентов.
SWOT-анализ является такой частью Стратегии Развития бизнеса, которая включает описание рынка, описание бизнеса, сравнение его с конкурентами.
SWOT-анализ - аббревиатура от английских слов SWOT (Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы)).
При использовании данного метода предполагается описать сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, исходящие от внешней среды (от рынка). То есть две первых характеристики относятся к организации, две другие - к внешней среде.
Именно так предлагаю писать SWOT-анализ некоторые консультанты.
Но практика показывает, что иногда возможности и угрозы существуют не только на рынке (не только во внешней среде). Они существуют и внутри организации. Особенно когда Стратегия пишется для малого или среднего бизнеса.
В качестве примера приведу пункт, сформулированный собственником бизнеса как угрозу при написании SWOT-анализа.
В компании работает уникальный специалист (специалист, обладающий уникальными для бизнеса компетенциями, знаниями и опытом). Если он уйдет, то мы можем потерять часть клиентов.
То есть, руководитель обозначает угрозу своему бизнесу, но она находится внутри организации, а не снаружи.
И вопрос: как ее записать в SWOT-анализ, если мы решили, что угрозы исходят от рынка?
Таким образом появилась новая таблица, состоящая уже из 6 разделов - к четырем привычным добавились 2 новых: возможности в организации и угрозы в организации.
При этом в Плане действий, являющимся частью Стратегии развития, можно написать мероприятия по нейтрализации угроз в организации.
Применительно к приведенному выше примеру, руководитель решил создать базу знаний (включающую книгу продаж), в которой будут собраны знания и опыт уникального сотрудника. А также предложить этому сотруднику проводить обучение своих коллег.
Вывод. Здесь я предложил более удобный способ записи SWOT-анализа.
Рубрики: книга продаж, бизнес-план, Бизнес Собственника, Стратегическое планирование |